Инклюзивное образование: переломный момент (NewsNN.ru Наталия Кеткова)

04.11.2015
Когда я писала статью о занятиях деток с синдромом Дауна в семейном центре «Лада», мамы делились со мной своими раздумьями о будущем своих детей. И если в теории социализация детей с особенностями развития в обществе – это мечта, то на практике пробные шаги в этом направлении оборачиваются большими сложностями. В первую очередь для самих семей, где растут дети с синдромом Дауна, аутизмом и другими особенностями в психическом развитии.

В Советском Союзе система воспитания таких детей была выстроена по принципу обособленности. В каждом районе был свой коррекционный садик и школа, в них они учились. Эта система после распада СССР существовала почти в неизменном виде – до сегодняшнего времени. Последние годы общественность во главе с родителями особенных детей начала пытаться менять отношение к инвалидам, и не исключать их из социума. Перед глазами у нас стоит пример толерантной Европы, где люди с особенностями интегрированы в общество начиная с семидесятых годов прошлого века. Большинство считает, что у нас так тоже должно быть. И я так считаю.

К сожалению, когда к процессу подключается государство, первый его шаг – разрушение старой системы. И до момента, когда новая будет создана, люди вынуждены решать вопросы – в нашем случае воспитания и образования детей с особенностями развития, самостоятельно.

Это рассказала мне Светлана Скоропостижная, зам. председателя общественной организации инвалидов «Инновационный центр в XXI век с 21 хромосомой «Сияние», и мама троих детей, младший из которых родился с синдромом Дауна. Светлана вообще широко известный в узких кругах человек. Последние несколько лет она курирует семьи, в которых родились дети с таким синдромом. Ее знают все, или почти все семьи с солнечными детками.

Я обратилась к Светлане с просьбой объяснить мне, какая у нас сейчас ситуация с системой инклюзивного образования, и какие изменения с ней могут произойти. По ее мнению, в существовавшей прежде системе были и плюсы: родители получали профессиональный подход к развитию детей в одном месте – саду, или школе, с ними работали педагоги, обладающие должной квалификацией и опытом. А сейчас появилась информация, что скоро произойдет закрытие специализированных учебных заведений. В целях интеграции инвалидов в общество. Поэтому многие родители находятся в растерянности и волнуются за будущее детей.

Вот пример одного из таких страхов: допустим, у нас в городе закроют все коррекционные детские сады и школы. Что остается делать родителям, если они хотят развивать и социализировать своего ребенка? Они могут попытаться устроить его в обычную школу. Это, кстати, записанное в законе право – родители вправе выбирать сами для ребенка образовательное учреждение. Рекомендации по образовательному пути особого ребенка дает специальная комиссия. Но де факто, когда родители приходят в обычную школу и просят их принять, в 99% случаях их ждет отказ. Потому что обычная наша школа пока не готова принять детей с синдромом Дауна или с аутизмом. У учителей нет опыта работы с такими детьми, в школе нет обучающих программ. Да и общественное мнение в лице родителей других учеников может быть отрицательным, хотя юридически оно веса не имеет – право на образование есть у всех.

Одним из выходов может считаться создание коррекционных классов на базе обычных школ. Небольших, рассчитанных на 5-6 детей. Но сейчас в наших школах, где зачастую дети учатся в две смены, не хватает классов, преподавателей, финансов, даже в самых хороших учебных заведениях города. В краткие сроки организовать интеграцию детей-инвалидов в общеобразовательную систему задача практически невыполнимая. И получается, что ребенок с особенностями в развитии вообще остается без образования и лишается любой возможности социализации.

По мнению Светланы, прежде чем закрывать спецшколы, начинать нужно с малого. Нужно готовить общество к изменениям. Проводить в классах уроки доброты и толерантности. Вводить экспериментальные классы на базе нескольких учебных заведений. Обкатывать методики, обучать преподавателей. А что касается взаимодействия детей с особенностями в развитии с обычными ребятами, то это, как ни странно, не так страшно. Дети гораздо быстрее взрослых адаптируются к новому. Светлана на своем примере рассказала, что дети ее друзей достаточно быстро привыкли к общению с ее сыном Андреем, и не испытывают в этом никаких сложностей.

Конечно, интеграция детей с инвалидностью необходима, и хорошо, что государство отзывается на запрос общества. Но для того, чтобы этот процесс произошел без потерь со стороны родителей особых детей, необходимо сначала внедрять инклюзивные программы по интеграции в образовательные учреждения.

Кстати, как рассказал мне Светлана, в Нижнем Новгороде общественная организация «Верас» совместно с фондом Натальи Водяновой «Обнаженные сердца» и департаментом образования администрации города два года назад начали внедрять программу по обучению педагогов коррекционных школ работе с детьми с аутистическими расстройствами. Это тоже шаг вперед по социальной адаптации детей с нарушениями развития. Как сообщила мне председатель общественной организации «Верас» Людмила Веко, на данный момент в проекте принимает участие шесть школ. «В этих школах открыто 36 классов для детей с аутизмом и другими сложными нарушениями, 78 педагогов прошли двухлетний курс по современным технологиям обучения. 140 детей получили возможность обучаться в коррекционной школе. Два года назад в лучшем случае они бы могли учиться на дому из-за сложностей социальной адаптации и восприятия материала. Чем раньше начата работа с особыми детьми, тем больше у них шансов учиться вместе со своими сверстниками», — сказала мне Людмила Веко. В этом году проект был расширен, и в него вошли пять детских садов.

Я благодарна Светлане и ее коллеге Людмиле за предоставленную возможность разобраться в вопросе. Очень надеюсь, что мы сможем найти решения для безболезненного перехода с одной системы на другую, когда дети-инвалиды будут вовлечены в общеобразовательную систему с учетом специфики обучения.

А пока хочу напомнить, что Нижегородская областная общественная организация инвалидов «Инновационный центр: в XXI век с 21 хромосомой «Сияние» принимает пожертвования от неравнодушных нижегородцев, которые хотят помочь детям с синдромом Дауна.

Информация об организации есть на сайте и страничках «Сияния» в соц-сетях: сайт http://siyanie-nnov.ru/, группа в контакте https://vk.com/sianie_nn. По всем вопросам вы можете связаться с председателем Любовью Калининой (89050115455, kalininoy@mail.ru) или с помощником для новых семей, руководителем проекта «Спорт во благо. Дети» Светланой Скоропостижной (89036025187, aleksskor@rambler.ru).

Вы можете сделать пожертвование в филиал банка ОАО «УРАЛСИБ»

г. УФА

Р/счет 40703810301340000020

БИК 048073770

К/счет 30101810600000000770

Юридический адрес: 603089, Нижний Новгород, ул. Б.Панина, 10-29.

через платежную систему Сбербанка

Перевод денег на карту: номер карты 63900242 9002592602

Владелец Любовь Вячеславовна К.